Перспективы развития радио на 2017-2020 гг. Рекомендации ведущим.

Смотреть все записи блога

Перспективы развития радио на 2017-2020 гг. Рекомендации ведущим.

03 мая 2017, 16:07

Медиа (радио) – перспективы развития 2017-2020 гг.

Ниже результаты мониторинга и анализа развития медиа индустрии, в частности, радиовещания за прошлый год и мои чисто субъективные выводы. В сентябре-октябре 2016 г. решил проанализировать ситуацию радиовещания в мире и определить для себя, как ведущего ежедневного ток-шоу на радио и как активного ведущего видео-трансляций в соцсети, на чем мне стоит концентрироваться, чтобы быть конкурентоспособным, влиятельным, актуальным и быть немного на шаг впереди в сфере медиа :)

На мониторинг, анализ и компановку данного материала ушло примерно два месяца.

Данный материал пишу от лица ведущего ежедневного прямого эфира на радиостанции и медийного психолога. Это сугубо мой субъективный взгляд. Но взгляд человека, который постоянно думает о том, как улучшать свои навыки ведущего интерактивного ток-шоу, которое одновременно транслируется не только на радио, но в формате стрим видео – on-line трансляций на несколько социальных сетей. Видео-трансляции веду в Periscope, Vkontakte, Odnoklassniki, Facebook, Instagram, YouTube.

Мне всегда интересно готовить себя к будущему, в котором я окажусь и буду готов в нем работать эффективно и окажусь не только в теме, но покажу пример, как нужно быстро адаптироваться к изменяющимся реалиям в сфере медиа – особенно в сфере радио и тв.

Лично меня интересуют данные изменения сугубо с практической точки зрения. Как применять новшества и тренды в технологиях, социальных медиа так, чтобы это помогало мне удерживать внимание своей аудитории и расширять ее, увеличивая при этом уровень ее доверия ко мне, как к личности, к ведущему, к эксперту-психологу.

Философия моих эфиров и трансляций – это три П.

1) Преобразовывать негатив в позитив.

2) Практично относиться ко всему.

3) Быть полезным для всех, кто приходит в эфир или на трансляцию.

На мой взгляд, современный, влиятельный и популярный ведущий должен уметь:

  • быстро адаптироваться к изменениям,
  • следить за новыми трендами, технологиями, чтобы сразу использовать это на практике в эфирах, трансляциях,
  • учиться у опытных – брать у них все лучшее и применять на практике,
  • развивать навыки интерактива с аудиторией,
  • информацию преподносить в контексте интересов и потребностей целевой аудитории,
  • увеличивать свой арсенал стилей подачи материала и диалога с аудиторией (соединять разные стили),
  • постоянно экспериментировать, пробовать новое, сохраняя неизменными свои принципы (в моем случае – это Позитивно, Практично, Полезно).

Одна из задач для обеспечения конкурентного преимущества радиостанции и себя, как ведущего - привлечь аудиторию возможностью наиболее удобного потребления: выбора, компоновки, доставки аудио- и видео-контента по желанию слушателя туда, где ему удобно слушать или смотреть. Поэтому контент должен быть там, где собираются потребители контента. Это железное правило. Необходимо идти туда, где не ведущему, а слушателям и зрителям удобно и комфортно.

Аудитория все меньше будет слушать и смотреть контент согласно расписанию программ на радиостанциях и ТВ. Они будут слушать и смотреть, когда могут и когда захотят. Аудитория будет составлять свои плейлисты из аудио и видеоматериалов.

Без интерактива с аудиторией нет перспективы выхода на охват большого количества пользователей, как для радиостанции, так и для отдельно взятого ведущего.

Сегодня нарастает тенденция – "Смотри радио". Буквально на глазах происходит объединение радио и ТВ: зрелищность телевидения и оперативность радио. Живые видео получают в десять раз больше комментариев, чем заранее записанные. Количество же текста, размещенного на сайте, продолжает падать. Специалисты прогнозируют: в течение следующих пяти лет текстовые посты практически полностью исчезнут из соцсети, а все новости во френдленте будут по большей части состоять из монологов, записанных на камеру, причем без всякой подготовки. Будущее за стрим-видео, видеоконференциями и видеочатами. Заявление, скорее всего, слишком категоричное, но фокусировка на «смотри-радио» очевидна.

Исследования показывают следующие закономерности.

  • Во-первых, аудитория хочет больше всего получать развлекательный, позитивный контент.
  • Во-вторых, контент, который их лично затрагивает, какие-то истории.
  • В-третьих, контент, который вызывает эмоции – не важно, какие, отрицательные или положительные.

В ближайшие годы будет нарастать тенденция формирования и развития так называемых «блуждающих» радиостанций, без какой-либо географической привязанности. Радиопрограммы будут носить все более и более международный характер. Медиа глобализуются в следующие 4−5 лет. Мировые бренды инициируют мировую глобальную экспансию. Начнется процесс так называемой «интернационализации» медиа.

Ведущим нужно готовить себя к тому, что их аудитория будет состоять не только из русскоговорящих, но и носителей других основных язков. Инженеры корпорации Google начали работу над созданием беспроводных наушников, которые смогут переводить речь с различных языков и озвучивать пользователю результат перевода в реальном времени. Компания Microsoft, Skype постоянно работают над улучшением технологий звукового синхронного перевода с одного языка на другой.

Два главных критерия, по которым можно будет определить, встроилось ли медиа в современный мир — это визуализация и интерактивность.

В ближайшем будущем слушатель начнет отдавать предпочтение не отдельным радиостанциям, а сервисам. Их можно сравнить с Торгово-развлекательными центрами. Именно они обеспечат его самым широким спектром информации и развлечений. Основные преимущества получат радиостанции, которые можно не только слушать, смотреть, и читать, но и менять под себя. В этом плане ведущим нужно готовить себя к тому, чтобы слушатели получали все больше возможностей менять под себя ток-шоу. Конечно возникает вопрос, что имено аудитория имеет право изменять под себя в работе радиостанции и работе ведущего?

Радио должно создавать у слушателя чувство большего контроля над своей жизнью, а также чувство контроля над контентом в эфире и поведением ведущего.

Одна из задач для обеспечения конкурентного преимущества радиостанции - привлечь аудиторию возможностью наиболее удобного потребления: выбора, компоновки, доставки аудиоконтента по желанию слушателя. Так называемое традиционное радиовещание – это «продажа комплексных обедов в столовой», а то, что актуально сейчас, – это «кейтеринг (поставление «провизии») по заказу клиента». Производители и распространители аудиоконтента все меньше будут озабочены продвижением и даже созданием собственных сайтов. Гораздо более быстрый и близкий контакт с аудиторией обеспечит прямое присутствие в социальных сетях, которые работают на привлечение независимых авторов, продюсерских компаний и вещателей внедрением специальных сервисов и возможностей. Значит, необходимо уже сегодня внимательно мониторить изменения в соцсетях, внедрение ими новых технологий и активно экспериментировать, чтобы понимать, как они работают и какие новые навыки работы с аудиторией отрабатывать. Один из примеров – ведение on-line трансляций в соцсетях.

Аудитория все меньше будет слушать и смотреть контент согласно расписанию программ на радиостанциях и ТВ. Они будут слушать и смотреть, когда могут и когда захотят. Аудитория будет составлять свои плейлисты из аудио и видеоматериалов.

Радиоведущим важно понимать, как и где людям удобнее потреблять контент. Необходимо развивать интерактивность со слушателями, быть гибкими и готовыми быстро адаптироваться к изменениям в окружающей жизни, к изменениям в технологиях.

Много лет представители радиоиндустрии твердили, контент — это король. Есть прекрасный контент на радиостанции, слушатели никуда не денутся. Это верно, за исключением одного: контент остается королем, если он доставлен к потребителю и слушателю — в смартфон, на лэптоп, планшет, смарт-ТВ. В общем, туда, где удобнее всего слушателю его потреблять. Контент должен быть там, где собираются потребители контента. Это железное правило. Радио или ТВ нужно не ждать слушателей и зрителей на сайте, на волнах радио и у телевизоров. Необходимо идти туда, где слушателям и зрителям удобно и комфортно.

Поэтому нужно быть везде, где есть доступ к нашему потребителю. Более того, мы должны быть в том формате, в котором он готов нас потреблять. Например, сегодня ярким примером этому являются сервисы он-лайн трансляций Periscope, Facebook, OK. Завтра появится что-то еще. Надо понимать, потребление на мобильных платформах и смарт-ТВ отличается от традиционного потребления радио. Как в связи с этим должна меняться подача материала программы и стиль ведения прямого эфира?

Сегодня нарастает одна важная тенденция – "Смотри радио". Буквально на глазах происходит объединение радио и ТВ: зрелищность телевидения и оперативность радио.

Facebook фиксирует огромное увеличение потребленея видеоконтента в своей соцсети. Основатель Facebook Марк Цукерберг считает, что главным направлением развития компании является видео. «Мы видим мир, в котором видео — это приоритет, видео находится в центре всех наших приложений и услуг», — сказал Цукерберг. Аудитория, как мы заметили, сидит в соцсетях – им там удобно. Туда нужно идти со своим контентом радиостанциям и ведущим. Однако в соцсетях тренд – это видео. Если эту потребность в картинке, видео соцсети не просто удовлетворяют, но усиленно работают над тем, чтобы максимально удовлетворить данную потребность. Значит и радиостанциям и ведущим необходимо создавать видео трансляции своих эфиров!

Вице-президент Facebook в Европе, Ближнем Востоке и Африке Никола Мендельсон в июне 2016 года заявила, что в следующие 5 лет текстовые посты полностью исчезнут из Facebook и их заменит видео. Она заметила, что видео в соцсети получило большую популярность, чем кто-либо предполагал. За прошлый год ежедневные просмотры видео подскочили с одного миллиарда до восьми, а пользователи через мобильное приложение Facebook смотрят по 100 миллионов часов видео в день. Причем живые видео получают в десять раз больше комментариев, чем заранее записанные. Количество же текста, размещенного на сайте, продолжает падать. Исходя из полученных данных, Мендельсон спрогнозировала, что уже в течение следующих пяти лет текстовые посты практически полностью исчезнут из соцсети, а все новости во френдленте будут по большей части состоять из монологов, записанных на камеру, причем без всякой подготовки. Будущее за стрим-видео, видеоконференциями и видеочатами. Остается, правда, вопрос, сохранит ли Facebook свою популярность через пять лет.

В 2017 г усилится тенденция использования потокового он-лайн видео – таких, как он-лайн в Перископ, Фэйсбук и других соцсетях.

Результаты исследований. Люди начали тратить больше времени на просмотр цифрового видео, чем на социальные медиа. Эта тенденция будет нарастать в ближайшие два года. После, возможно произойдет насыщение данным контентом и возможностями видео он-лайн и тогда начнется стабилизация. Сейчас мы будем наблюдать битву за создание и продвижение видео-контента между различными соцсетями.

В октябре 2016 г в Facebook запустили сервис трансляции роликов через телевизор. Apple TV в. данный момент уже поддерживается Facebook для трансляций. Интеграция с Chromecast пока реализована только для iOS-приложения и веб-версии соцсети (скоро и на Android). Для запуска трансляции необъходимо нажать на иконку телевизора в правом верхнем углу видео и выбрать устройство для стриминга. Для трансляции доступны все форматы видео, включая «живое» — Facebook Live. И это означает, что прямые эфиры радио Теос пользователи смогут смотреть по телевизору. Было бы что смотреть J

Глобальный индекс Video Ooyala, опубликованный в октябре 2016 года показывает: мобильное. Потоковое он-лайн видео впервые в этом году составил 51% от общего числа просмотров видео в Интернет.

Около 44% аудитории в Интернет смотрит короткие видео ежедневно. Около 39% всех просмотров происходит в вечернее время прямо перед сном, 23% аудитории смотрят видео во время обеда, 19% с друзьями, 18% после пробуждения и 10% на работе.

Самый популярный видео контент ключает в себя:

  • Музыкальные клипы: 53%
  • Интересные видео: 46%
  • Кадры из фильмов: 45%
  • видео животных: 42%
  • Cooking видео: 40%
  • Комедийные, юмор: 33%
  • ТВ-шоу: 32%,
  • News: 31%.

Около 25% всех американцев 9около 44 млн), переехавших в прошлом году, не подписались на платное ТВ. Однако эта аудитория все более активно начинает смотреть видео, используя гаджеты.

 

Есть 4 причины, почему ведущим не стоит бояться выглядеть смешными или создавать атмосферу смеха в эфире.

  1. Юмор создает единство с аудиторией. Мы смеемся в 30 раз больше, когда мы общаемся с людьми, нежели когда мы одни. Смех снимает напряжение и создает ощущение единства в группе.
  2. Юмор вызывает эмоциональные реакции. Юмор создает положительные чувства. Смех высвобождает эндорфины, расслабляет тело, укрепляет иммунную систему, помогает снять стресс и в целом просто заставляет нас чувствовать себя хорошо. Эти физиологические и химические реакции находятся в бессознательном состоянии и автоматически создают приятную эмоциональную реакцию. Используя юмор в программах, ведущие создают устойчивые ассоциации со своей программой и радио, как с чем-то приятным.
  3. Юмор делает бренд запоминающимся. Как показывают исследования, положительные чувства увеличивают запоминание на 42%.
  4. Юмор обеспечивает понимание с аудиторией.

Подкасты. Как говорит Дебора Суини, генеральный директор MyCorporation, подкасты - простая среда, построенная вокруг разговоров. диалогов и рассказывания историй. По ее мнению, подкасты одна из немногих форм контента, который не раздражает нас краткостью. Подкасты могут быть по времени до и более часа за по той или иной теме. Однако аудитория настроена слушать. Почему? Когда содержание является убедительным и подлинным, оно заставляет нас, слушателей, проникнуться историей и разделить его с нашими друзьями и знакомыми, чтобы пригласить к дискуссии, основанной на той или иной теме подкаста. Радио теос следует размещать какие-то программы на подкастах.

 

Культура «слушания» радио уходит все дальше в прошлое. Внимание слушателя становится более рассеянным, а требовательность к скорости и качеству доставки возрастает. Вчера радио отводилось семь минут на то, чтобы заинтересовать слушателя – завтра у радио едва ли будет больше семи секунд на то, чтобы обратить на себя внимание.

 

Что касается форматов радио вещания. Все тематическое развитие радио идет в направлении дробления сегментов интереса слушателей, тематической специализации. Со временем эта тенденция будет усиливаться. Особенно с развитием и удешевлением интернет-технологий, с переключением слушателей на этот канал доставки аудиоконтента.

 

В чем сила? Сила в бренде. Не только радиостанции, но отдельных шоу и персоналий. Информационные пузыри будут сужаться до размеров одного человека. Вместо новостей из Сирии – новости из кухни. Эволюция контента определяет развитие (или деградацию) пользователя.

 

Если говорить о будущем музыкальных радио или музыкальных ток-шоу – привлекательность будет не столько в музыке, сколько в том, что между песнями зазвучит мнение эксперта, ведущего.

 

Техническая сторона перспектив развития радио

Как известно, классическая радиостанция включает в себя аппаратно-студийный комплекс, радиоофис (редакция и отдел рекламы, пиара, продаж), серверную группу и IT-оборудование. Все они объединены локальной сетью. Постепенно всё эти блоки будут исчезать. За счёт облачного ньюс-рума; за счёт терминалов, которые заменят офис и сервера. В итоге Интернет позволит ужать все эти отделы — и получится удалённая распределённая редакция. Всё это даёт возможность маневрирования с кадрами и финансами. Конечной точкой, когда радио — весь мир, без какой-либо географической привязанности, станут так называемые «блуждающие» студии. Таким образом редакция, будет агрегировать всю информацию, разрешать какие-то конфликты по задержке или синхронизации.

В этой перспективе ведущим может стать любая интересная, привлекательная, известная личность из любой точки мира. В данном случае более важной станет работа продюсера по поиску соответствующих личностей для эфира и работа с ними.

Конечно, избежать недостатков нельзя: нужна концепция, расписание, выравнивание программной сетки, координация, чтобы свободно работали авторы, предприниматели и все остальные участники процесса.

В связи с данной перспективой, как нужно перестраивать свою работу радио Теос и FEBC в целом?

Радиопрограммы будут носить все более и более международный характер. Медиа глобализуются в следующие 4−5 лет. Начнется гонка вооружений между международными издательскими домами, такими как Axel Springer, Schibsted (крупные игроки за пределами США), Univison (крупный игрок на американском рынке). Бренды инициируют мировую глобальную экспансию. Начнется процесс так называемой «интернационализации» медиа. У издательских домов-брендов, телевизионных компаний и радио «исчезнет» национальность. Как себя поведет в данной ситуации FEBC и радио Теос, в частности.

 

Одна из перспектив радиостанции в том, чтобы она превращалась в агрегатор. Скорее всего, актуальной станет агрегация по жанрам — новостной контент, музыкальный контент, разговорный контент... Возможно радиостанция будет способна стать универсальным агрегатором.

Потребитель контента не будет задерживаться и тем более возвращаться вновь, если контент не впишется в контекст его интересов. Если следовать данной логике, тогда сайт Теоса нужно организовать не вокруг потребностей радиостанции, программ или радиоведущих. Сайт необходимо организовать вокруг потребностей нашей аудитории. И каждую отдельную страничку программы тоже стоит организовать вокруг потребностей целевой аудитории данной программы. Нужно, чтобы ведущий программы мог сам вносить соответствующие изменения, в зависимости от изменений поведения целевой аудитории его программы.

 

Будущее для радио не в предоставлении потокового воспроизведения радиостанции онлайн. Радиоведущим нужно как бы «забыть» обо всем, что и как они делали раньше, к чему они привыкли. И все потому, что мы находимся в новом мире с точки зрения того, как люди потребляют контент.

Одна из главных особенностей медиа будущего — отказ от посредников идентификации. Вся среда уже подстраивается под потребителя. В будущем главным источником и хранилищем данных станет сам человек, превратив всё вокруг себя в медиа по принципу «умного дома». Человек будет окружен умными вещами, которые за него проведут весь анализ, отбор информации и предложат оптимальные решение. В связи с этим, какими должны быть программы, прямые эфиры и стиль работы самого ведущего, чтобы вписываться в этот контекст «просвещенности» и избалованности потребителя умными вещами?

 

Еще один тренд современных медиа - диверсификация каналов дистрибьюции. Как говорят специалисты, диверсификация является центральным элементом успеха медиа 21 века. Диверсификация - это стратегическая ориентация на разнообразие и разностороннее развитие деятельности. Видимо, нужно активнее работать, как над созданием аудио, так и видео контента.

 

Будут востребованы узкоспециализированные сайты.

Остаются традиционные медиа, которые живут в вертикальных системах координат. А нетрадиционные движутся в сторону пяти экранов: ноутбук, смартфон, планшет, телевизор, мультимедиа в авто. Уже подсчитано, что к 2020 году количество подключенных устройств в мире превысит число людей. И два главных критерия, по которым можно будет определить, встроилось ли медиа в современный мир — это визуализация и интерактивность. Если публика раньше исключительно потребляла информацию, то теперь она ее активно производит. Если традиционные медиа не предложат этого своим читателям, то они станут аутсайдерами.

Индивидуализация и творчество (креативность) – еще две растущие тенденции, формирующие будущее радио.

 

Специфика развития и перспектив развития радио в России

В мире происходит естественное падение слушания радио в традиционных средах. Но оно компенсируется ростом его потребления в New Media. В итоге общий показатель остается на прежнем уровне. В России снижение слушания традиционного радио не компенсируется за счет его увеличения в сети, в мобильных и прочих устройствах. Отсутствие цифрового радиовещания, проект реализации которого отложен в стране на неопределенный срок, также сужает возможности слушания радио вне зоны действия FM-передатчиков. При этом под угрозой оказывается самый перспективный возрастной сегмент аудитории - молодежь, которая во всем мире стала меньше слушать эфирное радио. То, что в России не слушают его и в New Media, становится проблемой российской радио индустрии.

Одна из тенденций на российском рынке радио - это приостановка роста слушания разговорного радио. Есть естественные причины, препятствующие росту аудитории - это цензура, как внутренняя, так и внешняя. Причем не обязательно, что здесь виновата политика в стране. Например, новый закон о защите детей: темы, в результате ставшие запретными в России, в других странах совершенно нормальны для обсуждения в эфире.

Конечно же разговорное радио сильно там, где есть конфликт. Где можно сталкивать разные точки зрения, обсуждать во многом провокационные вещи. Людям это интересно. Разговорные станции процветают при свободном выражении мысли и минимуме ограничений. Дело не только в «злой воле» законодателей. Можно не учитывать политические и культурные традиции народа. Во Франции, например, самым коммерчески успешным разговорным радио является RMC со спортивной тематикой. Но между информацией о спорте в его эфире два часа идет обсуждение горячих сексуальных проблем французов. В России придеться отгонять детей от радио во время выхода даже вполне себе целомудренных программ. Например, передача на тему супружеской измены с точки зрения закон может подорвать семейные ценности. Перенос таких программ в поздний эфир ничего не дает. Сколько в России часовых поясов? То, что идет в Москве в полночь, в других регионах попадает на запрещенное время.

Еще одна из причин снижения интереса к разговорному радио - недостаточный профессионализм и отсутствие хороших традиций.

Также важно учесть, что спустя некоторое время у слушателя наступает привыкание и насыщение контентом. Как преодолевать эту проблему?

Выявлено, что 70% аудитории к СМИ относятся как к индустрии развлечений. В РФ радиоприложения для мобильных платформ скачивает 21% населения в возрасте старше 12 лет. Эта цифра растет. Радио в автомобилях сейчас слушает больше половины аудитории. И даже проводное радио, радиоточки, до сих пор слушает больше 10%! Люди хотят слушать радио!

Иллюзия считать, что только молодая аудитория идет в онлайн. К примеру, в 2013 году на YouTube «Авторадио» зарегистрировали свой портал «Авторадио», а к июню 2016 г. у них уже было больше 104 млн просмотров и 145 000 подписчиков. И там у них основное ядро аудитории – люди в возрасте 35–45 лет.

Замечено, что с 1991 г. слушатель стал менее вовлечен в то, что он слышит. Радио стало фоном. Поэтому важно учитывать тот факт, что любое радио – это эмоция, это собеседник, это теплота и комфорт. Но интерактив – веление времени. Без интерактива с аудиторией нет перспективы, как для радиостанции, так и для отдельно взятого ведущего.

Иногда бывает так. Радио отличное. Но его никто не слушает, потому что не удалось создать бренд или легенду.

Человеку всегда важно ощущать, что где-то там есть живой ведущий, который ему интересен и которому он, слушатель, тоже интересен, нужен. Любимую станцию люди выбирают не только за счёт подбора музыки, или наличия какой-то интересной программы. Но и благодаря тому, что на радиостанции есть интересная личность.

У радио в прямом эфире есть (или должна быть) одна классная фишка - элемент непредсказуемости, интрига. Какая песня пойдёт следом или что скажет ведущий, как повернется диалог или изменится атмосфера через несколько секунд или прямо на глазах. Эта непредсказуемость, интрига обязательный элемент привлечения, удержания и увеличения аудитории.

В этом смысле сила радио заключается в сиюминутности прямого эфира, потому что только сидя здесь, в этой студии, и смотря на небо, человек может сказать: «Вы знаете, я чувствую, что в Питере сейчас уже идёт дождь, а у нас тут над куполом цирка небо пока чистое, но посмотрим, как будет через 20 минут». Слушатели чувствуют, что человек находится рядом. Это круче, чем любой федеральный сигнал «из центра». Именно эффект «здесь и сейчас» обладает невероятной притягательной силой привлекательности радио.

Обычный, среднестатистический слушатель слушает радио не более 3 часов в сутки.

Радио должно удовлетворять некоторые основные потребности человека:

1. Осознание: Что происходит?

2. Желание: Я хочу быть частью этого!

3. Знание: Почему это важно для меня?

4. Способность: Могу ли я это сделать?

 

Современным ведущим радио или ТВ необходимо развивать навыки интерактивности, мобильности и on-line доступности. В связи с этим обратим внимание на технологии, подобные Гугл-глаз.

Гугл очки — прекрасная, прорывная технология поиска по фотографии. Можно сфотографировать достопримечательность через телефон и тут же узнать всю информацию о ней из Гугла. А можно погуглить информацию о торговой марке, сфотографировав её логотип. Да ещё уйму чего можно сделать! Только надо понять, что если до этого у Гугла были только «уши», через которые он читал набиваемые тобой ему запросы, то сейчас появились и «глаза». А учитывая вездесущую привязку GPS, то Гугл знает где ты, на что смотришь и что хочешь об этом узнать. И, скорее всего, Гугл очки найдут применение не только в мобильных телефонах, да и сам функционал серьезно расширится и так удобно интегрируется с остальными сервисами Гугл, что не пользоваться им будет просто глупо. Ведь это же здорово — посмотреть на любой предмет и тут же узнать всю доступную информацию о нём, оглядеться на улице и увидеть имена людей, проходящих мимо, расценки в ближайшем кафе и прочее. Вот тут-то и начнётся самое веселое.

Имея подобную технологию, можно вести эфир прямо с места, на ходу. Именно это будет делать вас востребованным, влиятельным, конкурентоспособным.

Почему радиоведущим необходимо формировать навыки международного радиоведущего, которого могут слушать на своем языке жители большинства стран? Этому есть основания. Ниже представлено описание технологий, которые позволят радиоведущему вести прямой эфир на своем языке. При этом будет происходить синхронный перевод его речи на другие основные языки.

Компания Microsoft в 2012 году разработала уникальный девайс-переводчик, с помощью которого в реальном времени можно говорить на 26-ти языках мира. Впервые прототип нового программного обеспечения был представлен разработчиками из Microsoft Research на конференции TechFest 2012. Сами представители компании характеризуют его как технологию "универсального переводчика", сходного с аналогичным устройством из фильма Star Trek. Технология позволяет осуществлять мгновенный перевод с одного языка на другой, позволяя разговаривать двум людям разных национальностей, которые при этом не знают язык друг друга. По словам Рика Рашида, главного научного сотрудника Microsoft, технология позволяет подстраиваться под тембр голоса, акцент и интонацию отдельного человека, выполняя перевод между 26 языками, поддерживаемыми технологией.

В 2015 году в популярном мессенджере Skype от Microsoft появилась функция «почти мгновенного» перевода речи с одного языка на другой во время разговора, сообщает The Verge. В специальной тестовой версии программы пока что заявлена поддержка двух языков — испанского и английского, другие языки будут добавлены позднее. Skype Translator Preview работает только на Windows 8.1 и превью-версии Windows 10. После того как человек на одном конце провода произносит фразу, программа сначала расшифровывает ее и превращает в текст, а затем переводит на другой язык и озвучивает собеседнику.

Технология WaveNet от Google уже способна передавать человеческую речь максимально приближенно к реальнмоу человеческому голосу по интонациям, эмоциям и прочим признакам.

В мае 2016 года в новостях опубликовали, что в Нью-Йорке компания Waverly Labs разработала первый в мире смарт-динамик, который переводит разговор между двумя людьми, говорящими на разных языках, в режиме реального времени. Новый гаджет называется Pilot, сообщает gizmag.com.

Смарт-динамик представляет собой специальный аппарат, который помещается в ухо. Работает гаджет от портативного зарядного устройства, а также имеет специальное приложение. История изобретения гаджета - очень романтическая. Основатель компании Waverly Labs Эндрю Очоа придумал чудо-наушник после того, как однажды повстречался с француженкой. "Вы знаете, это просто мечта. Жизнь без привязи, без языковых барьеров. Теперь это реальность", - прокомментировал Эндрю Очоа. По его словам, компания планирует выпустить гаджет, который будет переводить не только с французского на английский, но также и на испанском, итальянском, хинди, арабских и славянских языках. Пилотный проект наушника уже запущен, впервые о нем узнали пользователи Facebook.

Инженеры корпорации Google начали работу над созданием беспроводных наушников, которые смогут переводить речь с различных языков и озвучивать пользователю результат перевода в реальном времени. Об этом сообщил один из основателей проекта Google Brain Грег Коррадо, передает TechInsider.

По его словам, перевод будет осуществляться с помощью системы нейронных сетей, а сгенерированный текст озвучиваться роботом речью, неотличимой от человеческой.

Коррадо уточнил, что на данный момент разработка еще далека от внедрения. Тем не менее он добавил, что у компании уже сейчас есть понимание, как будет работать этот переводчик и какие ресурсы потребуются для его функционирования.

Над похожей системой машинного перевода также трудится компания Microsoft. В прошлом году она выпустила приложение Skype Translator, которое переводит текст и голос. 11 октября 2016 г. СМИ опубликовали новость «В Skype заработал синхронный перевод на русский язык». Русский язык стал девятым в Skype Translator, доступным для синхронного перевода. Также система поддерживает английский, испанский, китайский (мандаринский диалект), итальянский, французский, португальский, немецкий и арабский языки. "Русский — один из самых востребованных, при этом наиболее сложных и поэтичных языков. Благодаря переводчику Skype, миллионы русскоязычных людей во всем мире смогут общаться на родном языке с жителями других стран, не испытывая сложностей в понимании друг друга", — приводятся в сообщении слова директора департамента технологической политики Microsoft в России Дмитрия Халина. Отмечается, что в основе Skype Translator лежит технология машинного обучения, то есть сервис самостоятельно совершенствуется по мере использования — чем больше людей использует его для общения, тем выше качество перевода.

Системы автоматического перевода станут настолько эффективными, что будут широко использоваться в профессиональных областях и повседневной жизни.

Люди все больше будут использовать голосовые ресурсы для поиска чего-либо и все меньше будут набирать их в текстовом формате. Уверен, перевод будет происходить одновременно на другие языки, чтобы пользователю предоставлять максимально большую и качественную картину для выбора. Другими словами, люди будут все больше взаимодействовать со своими поисковыми системами посредством голоса, все меньше используя клавиатуру. Это существенно изменит способ, которым люди ищут и будут искать информацию.

 

К 2020 году доступ в интернет будет доступен с 85% земной поверхности. Он станет преимущественно беспроводным и очень дешёвым.

Носимая электроника начнёт вытесняться имплантируемой в тело человека.

Сегодня только в 1% приложений используются когнитивные сервисы, а к 2018 году этот показатель возрастет до 50%. По сути, механизмы аналитики будут встроены во все приложения, предоставляющие новые функции или обеспечивающие удобное выполнение повседневных задач. Как это учесть в работе радио Теос?

 

Калум Макдональд, бывший цифровой редактор крупнейшей британской медиагруппы The Herald Times Group, запустил новое, ориентированное на журналистику решений, СМИ. Так возник Positively Scottish. Макдональд считает, что интерес читателей и зрителей к традиционным новостным медиа во всем мире идет на спад. Журналистика решений не только предлагает ответы на важные вопросы, но и углубляется в суть проблемы. Радио Теос работает в данной парадигме.

 

Можно ориентироваться на горизонт 2020 года. Кто будет основным потребителем к тому времени? Это поколение миллениалов. Социальные опросы показывают, что миллениалы лояльны к брендам , охотно тратят деньги на технологии и обладают слабой устойчивостью внимания (это влечет за собой проблемы для университетов, медиаиндустрии и маркетологов).

Итак, «потребитель будущего»:

  • Вырос в эпоху мобильного интернета
  • Интересуется новыми гаджетами и технологиями
  • Готов первым пробовать инновации
  • Активно пользуется мобильным банкингом
  • Совершает большую часть покупок онлайн
  • Требует скорости и удобства.

Главное отличие потребителя 2020 – стирание границ между понятиями офлайн и онлайн в пользу последнего.

Что происходит за 60 секунд (1 мин) в Интернет: выкладывается 400 часов видео в YouTube; 205 млн сообщений через E-mail; 3,3 млн постов в Facebook; 3,1 млн запросов в Google; 44,4 млн сообщений в Watsap; 1,2 млн постов в Wordpress; более 422 тысячи твитов в Twitter; 55,5 тысяч фотографий в Instagram. Специалисты используют понятие «шок контента» - информационный перегруз. Эта тенденция к росту потребления контента не будет бесконечной, поскольку потребитель способен потреблять ограниченное количество информации.

 

От 4-41 % населения в мире использует Facebook для получения новостей.

Пользователи сегодня в большей мере реагируют на социальную, интерактивную и персонифицированную форму контента.

Исследования показывают, что новости с утра готовы слушать через радио многие люди. Нужно возобновсить подготовку новостных роликов.

Части, из которых состоит программа, эфир должны быть самодостаточными – быть способными существовать сами по себе. Не стоит вынуждать аудиторию слушать весь эфир. Пусть она знает, что эфир состоит из кусочков, откусив каждый из которых, слушатель будет в определенной мере удовлетворен. Чтобы он мог поучить порцию и если спешит, пойти по своим делам.

Аудитория все больше и больше желает взаимодействовать, иметь интерактив с радио, программами и ведущими, которых она слушает. Слушатели хотят взаимодействовать не по причинам, которые радио или ведущий считает важными, а по своим причинам, для их пользы. А не для нашей пользы (радио). Если что-то является хорошим для радио, программы и ведущего – как правило, это означает, что это исполняет желания аудитории, а не желания радио.

Ожидания со стороны аудитории по отношению к нашим программам и ведущим включает в себя несколько моментов:

  1. Постоянное повышение качества программ.
  2. Положительное влияние – идея о том, что программы делают мир слушателей лучше или, по крайней мере, не ухудшают его.
  3. Персональная направленность на личность слушатели – идея о том, что потребление программы делает слушателя, как человека, личность лучше. Слушатель сегодня не просит от нас стимула «Сделай это». Он ожидает. Слушатель желает, чтобы программа, ведущий стимулировал слушателя девизом «Помоги мне просто сделать это».
  4. Предоставляйте слушателю не просто инфомрацию в программе, но создайте для него условия, чтобы он мог влиять на содержание, на подачу информации для него.

Пять технологических и стратегических тенденций для радио в ближайшие год-два.

  1. Консолидация. Происходит соединение ресурсов технических и программных для улучшения контента и технологической базы радио.
  2. Конвергенция. Это означает, что радио уже не будет больше развиваться исключительно в звуковом, аудио режиме. Радиостанции будут вынуждены все больше соединять, аудио, текст и видео.
  3. Содержание. С одной стороны, ориентация радио будет также происходить на удовлетворение местной, локальной аудитори. С другой стороны, ориентация будет происходить на широкую аудиторию со всего мира.
  4. Монетизация. Нужно пробовать монетизировать все.
  5. Программная стратегия. Понятие прайм-тайм начнет размываться, поскольку аудитория уже слушает и будет еще в большей мере слушать во всех временных поясах по всем миру.

Количество подключений пользователей к музыкальному стримингу увеличилось с 2014 по 2017 годы с 30 до 43 млн. 85% молодых людей в возрасте от 12-24 лет слушают новую музыку на YouTube

"Люди на всей нашей планете требуют доступа к деловому и развлекательному контенту в любом месте с помощью любого устройства. При этом любая транзакция в виртуальной среде может вызвать целую лавину сопутствующих сетевых событий, – говорит Дуг Меррит (Doug Merritt), старший вице-президент компании Cisco по маркетингу. – Поскольку эта тенденция не обнаруживает никаких признаков спада, мы прогнозируем быстрый рост объемов облачного трафика в ЦОДах, между ЦОДами и за пределами ЦОДов в последующие четыре года".

“Dark Social”. Суть этого определения, которому довольно сложно подобрать русские аналоги, заключается в том, что общественность социальных платформ все чаще “шерит” информацию “темным” способом — в личных сообщениях, а не посредством репостов на странице своих профилей. На такую активность пользователей приходится 84%, и она приобретает все большую важность для компаний. Трудность в данном случае заключается в аналитике — для такой активности не подходят метрики, стандартные для других социальных платформ.

Потребители проявляют наибольшую заинтересованность в коммуникации с брендом, когда они принимают непосредственное участие в его создании. Нужно думать о создании программ и о том, как слушателей привлекать к созданию программ на радио Теос.

В 2017 году пользователи будут больше ожидать, что бренд должен иметь команду людей, которые будут с ними в постоянном интерактиве, чтобы отвечать на вопросы и решать проблемы. Статистические данные из Search Engine Watch подчеркивают этот факт - 72% пользователей Twitter ожидают ответа от брендов, услугами которых они пользуются – причем ожидают получения ответа в течение часа. Тем более аудитории рада будет ожидать больше интерактива.

Ожидается усиление использования в 2017 и последующие годы чатботов - искусственный интеллект для взаимодействия с аудиторией 24/7. Для радио нужно подумать, как это может отразиться на работе с аудиторией в прямых эфирах и вне их.

В социалных сетях будет все меньше места и все больше информации, поэтому все сложнее человек, компания будут заметными. Поэтому нужно быть либо популярным, либо платить постоянно.

Распространение информации должно быть многоканальным. Т.е. прямые эфиры необходимо распространять везде, где можно.

Мобильные гаджеты будут улучшаться, особенно для улучшения качества фото, видео и звука.

Советы для достижения успеха в работе с аудиторией соцсетей:

- Люди по своей природе любопытны. Поэтому можно увлекать пользователей тем, что они следуют вместе с вашим контентом для получения эксклюзивного опыта. Например, кто-то ведет трансляцию он-лайн видео прямого эфира. В это время аудитория смотрит за кадром на происходящее.

- Сохраняйте прекрассно отредактированное видео для YouTube и позвольте аудитории видеть несовершенство вас как человека.

- Разрабатывайте план, сценарий того, что вы будите показывать пусть даже это будет экспромтом.

- Научитесь получать удовольствие от того, что вы делаете и доставляйте удовольствие своей аудитории.

- Не следует отдавать предпочтение созданию качественного видео контента. Большую часть видео контента необходимо создавать в любительском формате – лишь бы это было быстро, мобильно, доступно и интерактивно.

- Необходимо для различных соцсетей и других площадок создавать разное содержание и стили его подачи.

К 2020 году более 5 миллиардов людей будут использовать социальные сети, примерно две трети населения мира.

К 2020 году ведущий будет вести эфир откуда угодно и если нужна будет информация с какого-либо места, он сможет подключать в Скайп человека с места и включать его в эфир для интерактива с аудиторией. Пока в он-лайн трансляциях пользователи могут только писать, комментировать, задавать вопросы. Однако наступит время, когда кого угодно из участников трансляции я, как ведущий, смогу выводить в видео или аудио формат.

Чтобы вызвать активную реакцию аудитории в социальных медиа, необходимо:

  • Стимулировать комментировать и использовать комментарии в программах и чтобы пользователь об этом узнавал.
  • Создать программу или брать часть эфира и комментировать сообщения в сообществе их комментарии и диалоги. Информировать участников данного сообщества и диалогов о том, что вы в эфире активно используете их диалоги, берете даже за основу.

Как показывают последние исследования, сегодня мощности мозга человека тратятся не на то, чтобы запоминать операционную информацию, а на ее обработку, анализ и синтез. Значит, радиостанции и конкретно ведущему необходимо не столько предоставлять аудитории информацию, но создавать в эфире такие условия, чтобы слушатели знали, в эфире им уже предоставят обработанную, проанализированную и синетизрованную информацию. Либо делать это прямо на их глазах, как делают некоторые рестораны – готовят пищу прямо на глазах клиентов. Неизменным останется потребность аудитории в желании слышать интересные истории.

 

К каким трансформациям необходимо приготовиться радиостанции и ведущим?

Вы, возможно, видели вирусное, мотивационное видео о трансформации среднего возраста орла. Очень сильная, вдохновляющая метафора для изменения, как радиостанции, так и отдельно взятого ведущего. Орел имеет самую длинную продолжительность жизни в своем виде и может жить до 70 лет. Однако, для достижения этой глубокой старости ему нужно пройти буквально по грани жизни и смерти. Когда орел прожил почти 40 лет, он должен пройти особое испытание, своего рода второе рождение. И этот процесс длится около 5 месяцев.

Во-первых, орел должен просто-таки зверски клевать камень, пока его изогнутый клюв полностью не обломывается. Только в этом случае на его месте способен вырасти новый клюв.

Во-вторых, после этого орел, используя свой новый клюв, должен вырвать свои старые когти, чтобы на их месте могил появится новые.

В-третьих, этими новыми когтями орлу необходимо вырвать свои старые перья, обнажив свою грудь и крылья, чтобы новые перья могли покрыть орла. И тогда он может взлететь снова.

После того, как этот болезненный период трансформации в 5 месяцев закончился, Орел получает возможность жить еще в течение 30 лет.

Большая, драматическая, потрясающая история. Нам бывает очень тяжело посмотреть правде в глаза. Но без этого мы не сможем приготовиться к встрече с реальностью и к переходу на новый уровень жизни, развития, деятельности, чтобы быть эффективными, полезными. Орлы не смогут жить, «работать», «служить» после 40 лет, если не уничтожат свои старые клювы, не вырвут старые когти и не избавятся от старых перьев. Но если они это сделают, они проживут полноценной жизнью еще около 30 лет.

Кроме того, специалисты обнаружили: орлы находятся в постоянном состоянии изменения, роста и обновления. Если они не учатся в тех обстоятельствах, в каких находятся. Не учатся адаптироваться к изменяющейся окружающей среде, они умирают. Поэтому орлы часами ежедневно точат когти, чтобы вести эффективно охоту на добычу. Они постоянно заботяться о своих перьях, чистят их, чтобы максимально увеличить скорость полета. И только в этом случае они способны к бою в любой данный момент времени.

Вывод. Радиостанция и ее коллектив, чтобы быть успешными, должны делать две вещи:

  1. Совершать переоценку, апгрейд своей деятельности, эффективности работы. Быть готовыми при этом пройти через болезненные изменения.
  2. Оттачивать во взаимодействии с аудиторией работающие инструменты, всегда держать их в форме. Как остро наточенные ножи на кухне.
  3. Постоянно развиваться и совершенствоваться.

Почему период трансформации у орла происходит не более 5 месяцев? Этот тот период без клюва и когтей, когда он может перенести голод. Но не более. Радиостанции и ведущим нужно определить критический период трансформации. В противном случае в нашем перенасыщенном информацией мире можно надолго исчезнуть из сердец и умов слушателей, создав у них по отношению к нам состояние ненужности и безразличия.