Наталия Четверина: Евангелие в Евангелии — притча о блудном сыне

Смотреть все записи блога

Наталия Четверина: Евангелие в Евангелии — притча о блудном сыне

16 февраля 2017, 12:13

Блог от 15 февраля 2017. Мария предложила тему сегодняшней передачи: «Был задан вопрос на нашей группе, почему притчу о блудном сыне можно называть евангелием в Евангелии? Интересно было бы узнать еще и мнения других слушателей радио. Как вы считаете, можно ли так называть эту притчу? Ведь это же маленький кусочек Евангелия».

Прошедшее воскресенье — это один из нескольких воскресных дней, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту. Перед этим было воскресенье, когда читалась притча о фарисее и мытаре, соответственно оно называлось Неделей о фарисее и мытаре. Этот воскресный день именуется Неделей о блудном сыне, так как в евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, рассказывается о сыне, получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и прокутившем ее с друзьями в дальних странах. Когда блудный сын обнищал, он горько пожалел о том, что сделал, и решил вернуться к отцу и смиренно просить отца принять его хотя бы в качестве работника. Но отец с любовью, радостью, проявляя милосердие, принимает его как сына.
Эта притча рисует всем нам образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Я привожу здесь текст притчи:

Евангелие от Луки, глава 15

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

Меня удивило, что прямо на вопрос Марии не ответил никто из наших слушателей. Хорошие вопросы для нашего общего размышления прислал Иржи:

«А что вы думаете про добавку о старшем брате в этой притче? Там в принципе понятно, для чего она. Христос рассказывает притчу с прицелом на фарисеев и книжников. Но если притча это как миниевангелие, то тогда эта добавка уже не очень актуальна там. Я спрашиваю, насколько это сейчас для нас сохраняет смысл и значение? Вот для меня это нужно или так, для сведения? Вы как ее к себе применяете? Если применяете, конечно. И всю притчу, и про этого старшенького».

Я поделилась, что в дни Великого поста и подготовки к нему я стараюсь читать те тексты, что рекомендует Церковь. В том числе и проповеди митрополита Антония Сурожского, Николая Сербского, помогающие нам пройти эти дни перед Пасхой. Как раз в эти дни я читала одну из проповедей митрополита Антония по этой притче. Во время эфира я поделилась некоторыми мыслями Митрополита Антония и теми, что появились у меня после прочтения его проповеди. Ближе к концу передачи пришло сообщение от Ираклия:

«Не уверен, что младший сын покаялся, скорее, он был сломлен. Я больше похож и понимаю старшего сына, а вот Отец и Его безусловный выбор любить!! Просто поражает!!!»

Конечно, мы можем думать по-разному, можем думать и о том, что младший сын был сломлен, но Господь так не говорит. Он говорит, что младший сын «пришел в себя»... В любом случае, он осознал свою вину перед отцом и принял решение вернуться на любых условиях.

Я думаю, мы все вначале похожи на младшего сына, мы также блуждаем по жизни и ходим не теми путями. Потом, испытав боль и разочарования, познав страдания и узнав, в чем наше спасение, мы приходим к Отцу. Я также думаю, что все мы хотя бы иногда бываем похожи на старшего. Это очень верно подметил Ираклий. И я совершенно согласна с ним: безусловная любовь Отца, Его милосердие, Его готовность прощать — поражает!

Думаю, будет полезно всем нам подумать над этим. И думаю, мы сможем сделать это на передаче о Прощении. А я постараюсь найти ту проповедь митрополита Антония, там есть очень важные слова как раз об этом.

Вы можете прослушать запись передачи здесь.

Мой электронный адрес: nat.hfth@yandex.ru